NO AMBITIONS. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВОЙ

С 25 марта по 30 мая в Эрарте будет проходить выставка живописи, скульптуры и диджитал-принтов московской художницы Людмилы Константиновой. 

Людмила Константинова родилась в 1980 году. Окончила Московский архитектурный институт и Институт проблем современного искусства. Входит в арт-сообщество «ВГЛАЗ».

Константинова принадлежит к ряду современных российских художников, усвоивших более раннюю традицию московского концептуализма, но дополнивших этот опыт эстетическими кодами новой, современной реальности, с ее господством цифровых образов. И если концептуализм выявлял условия для восприятия искусства и понимания идеи, то последующие авторы ставят под сомнение саму объективность среды формирования подобных условий.

Выставку Константиновой можно сравнить с калейдоскопом, где динамичный образ возникает из разнообразия техник и цитат предыдущих художественных течений: от супрематических абстракций русского авангарда и поп-артовских симуляций реальности до самого принципа цитирования и соединения несочетаемого в постмодернизме. При помощи цитат и компиляций художница собирает комплект интригующих именно ее знаков и ассоциаций. Но дробность языка не мешает цельности высказывания, в котором всегда уловима авторская интонация.

Искусство Людмилы Константиновой не амбициозно по своей сути. Оно и не активно, поскольку не предлагает конечного ответа или нового художественного поиска. Но своими ассоциативно тонкими, ироничными, иногда даже саркастичными работами художница вовлекает зрителя в игру, в ходе которой на поверхность всплывают образы едва уловимой грани между иллюзорным и реальным.

В работах Константиновой всегда есть ощущение шаткости, отсутствия опоры из-за утраты объективной данности. Так автор продолжает дискурс, предложенный философом-постмодернистом Жаном Бодрийяром, о потере в современном мире равновесия между реальным и его репрезентацией. Теперь репрезентация как результат взаимоотношений реальности с ее образом заменяется симулякром, оперативной копией, низвергающей эту линейную связь.

Надпись на одной из работ Людмилы Константиновой вводит в оцепенение: «Ведь «Архипелаг ГУЛАГ» — это художественное произведение, не так ли?». Текст, проступающий через белоснежную кружевную ткань, символизирует ослепление и одновременно пробуждение, обостренное тем, что этот неуместный вопрос действительно можно услышать в  реальной жизни.

Образ пугающей стерильности смысла есть и в других произведениях с текстами, как, например, в ситцевой «Всё ничего» или в больнично-зеленой «Нет амбиций».  Поиск значения здесь безуспешен, разрушительной пустотой гудит равенство между обозначаемым и обозначающим. Эту же тему продолжают несколько наивные, как картинки из букваря, работы с собачкой «Сука» или с коровой — «Телка».

Мы настолько привыкли к дигитальному перекодированию всего сущего, что порой уже неспособны вычленить его подлинный облик. Лишь намеренная ошибка, сбой, показанный в некоторых работах Константиновой, указывает на нетождественность реального и его знака. Через демонстрацию ошибки, искажения реальности Константинова задает вопрос о мнимости и правдивости.

Показывая искажение, Константинова часто обращается даже не к прообразу реального, а к его парафразу из среды массовой культуры. Глядя на работы из серии «Дегенеротип» с деформированными лицами девушек, уже сложно представить изначальный образ, очищенный от прогрессирующей ошибки повторного искажения.   Героиня перешла на холсты со страниц брутального комикса, где лицо героя изменяется от листа к листу и кажется собственной карикатурой на себя.

Художница не опровергает ложное и не выявляет истинное, но будто примиряет  одно с другим, как части неделимой реальности. Вспоминается мысль Бодрийяра о невозможности отыскать абсолютный уровень реального. «Иллюзия больше невозможна, потому что больше невозможна реальность». Поэтому в искусстве Константиновой нет амбиций разоблачения: есть только называние элементов, как при их перечислении для последующей игры. Нет в нем и стремления к единому решению, а лишь согласие с множественностью.

В своих работах Людмила Константинова часто иронизирует над вопросом о практической функциональности деятельности современного художника. Отсюда — такие названия серий работ из красочных геометрических форм, как «Живопись для дырок» или «Это не абстракция».

Иногда произведения Константиновой выступают «обманками» самих себя. Мимолетный взгляд ошибочно считывает некоторые работы как абстракции. В действительности они такими не только не являются, но и имеют гораздо больше общего с реалистической репрезентацией. Четкие геометрические формы представляют увеличенные фрагменты поверхностей: преломляющийся в световом спектре драгоценный камень, изрезанная линиями заломов фактура мятой бумаги, расчерченная овальными бликами гладь воды. Минималистические локальные цветовые холсты вводят в заблуждение, предлагая выбор между обобщенным видением или реальным прототипом самой симуляции реальности. Например, в виде ее цифровой перекодировки: фактуры из графических программ или картинки экрана смартфона с разноформатной колористической сеткой в момент предзагрузки изображений.

Искусство Константиновой — это осколки зеркала реальности, вбирающего в себя все смыслы. Оно предстает искажением всего предшествующего опыта, псевдоконцептуалистской игрой, выигрышем в которой будет не получение ответа, а лишь повторное вопрошание.

Елизавета Шагина,

куратор выставки

Новости

  • Наталья Лях в Русском музее

  • Коллекционер Пьер Броше о работах художника В.Чтак

  • Государственная Третьяковская галерея представляет выставку передаваемых в дар музею произведений из коллекции Марата Гельмана.

  • «Art Paragraph». Репортаж из художественной мастерской, а также офиса Артики

  • Рето Эмх «Инсталляция Юрский город»

  • Коммерсантъ: «Центр всего». «Семья ярких представителей современной арт-сцены Гоши Острецова и Людмилы Константиновой недавно обзавелась новой мастерской. И превратила ее в место силы.»

  • «Художник должен быть модным»

  • Мартин Каспер. Архитектура и Трансгрессия

  • «Меня похищали уже сто раз» Гоша Острецов на 57й Венецианской Биеннале

  • Гоша Острецов, Ирина Корина и Наталья Лях на 57й Венецианской Биеннале

  • The Art Newspaper Russia «Комиксы гекзаметром: Георгий Литичевский в Государственном музее современного искусства в Салониках»

  • Un cri, un coup de poing, droit dans les yeux, Vglaz !

  • Ментальное похищение художника

  • NO AMBITIONS. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВОЙ

  • Людмила Константинова «Привет реальность» в MMCИ

  • Художник Георгий Острецов: «Меня похищали уже сто раз!»

  • «Интертекст» коллективная выставка в музее современного искусства Эрарта

  • Ольга Кройтор стала лауреатом премии Кандинского-2015 в номинации «Молодой художник».

  • Вечерний Петербург «Голова моя машет ушами»

  • Interview в нашей студии Коп. Разрисуй меня нежно

  • На прошлой неделе в гостях у Артика побывал швейцарский художник Reto E.M.C.H.

  • РОЗОВЫЙ ЯЩИК

  • «Познавательный фильм»: Яркие краски «ржавого пояса» Москвы на канале «Москва 24»

  • «Максимальное приближение»: художник Георгий Острецов на телеканале «Москва 24»

  • Ирина Корина вошла в список номинантов Инновация-2014

  • Выставка Дмитрия Булныгина «Nothing is perfect» ретроспектива видео- и фоторабот в МАММ

  • Георгий Острецов на телеканале «Культура» о месте и роли современного искусства

  • «Artika» по-японски

  • Группа ПГ продолжает покорять Лондон. На этот раз, став участниками выставки в галерее Saatchi.

  • Группа ПГ представляет Россию в Лондоне на фестивале Passion For Freedom

  • Художник Георгий Острецов пополнил модельный ряд рынка отечественных авто собственной concept-car «NP».

  • Harper’s Bazaar Art 2013. КОП — компания

  • Коллекция компании Артика на Арт-Москве 2013

  • Студия КОП. Выставки зимой

  • Британская газета Telegraph о выставке в галерее Саатчи

  • В Лондоне «жить стало веселей»

  • Art Newspaper Russia

  • Журнал Сноб. Химия-жизнь

  • Вглаз на Fraufluger.ru

  • Студия КОП. Выставочный план на осень