«Интертекст» коллективная выставка в музее современного искусства Эрарта

ЭКСПОЗИЦИЯ «ИНТЕРТЕКСТ», ПОСВЯЩЕНА ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ТЕКСТОМ И ВИЗУАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ.

Проект «Интертекст» рассматривает вопрос взаимосвязи текста и визуального образа. Всякое сознательное мышление неотделимо от языка и речи и подчинено их структуре. Как основной способ коммуникации любого общества, язык является сложившейся в определенном контексте системой знаков и кодов. В свою очередь, каждый знак образован из связи означающего и означаемого — бинарной модели, предложенной французским лингвистом и основоположником структуралистской философии Фердинандом де Соссюром. Из совокупности знаков единой системы возникает текст. И хотя мы привыкли воспринимать его как визуализацию вербальной речевой деятельности, текстом можно считать и любой набор кодов, в котором заключен определенный смысл.

Понятие интертекстуальности, к которому отсылает название выставки, тесно связано с постструктуралистской философско-лингвистической теорией. Введенное в обиход французской исследовательницей Юлией Кристевой, оно указывает на невозможность текста находиться лишь в цепочке взаимоотношений между автором и читателем и выявляет другую ось, связывающую все тексты между собой. В каждом знаковом коде присутствуют и отражаются все другие, прежде полученные читателем или автором из окружающей языковой среды. Таким образом, тексты пронизывают все культуры, каждая из которых состоит из различных феноменов, имеющих знаковую природу. Сам текст, как и отдельные его элементы, всегда неотделим от взаимоотношений между смыслом и его визуальной репрезентацией.

Произведение искусства, поскольку для него характерна своя система знаков, сопоставимо с языком и текстом. Философ-постструктуралист Ролан Барт называл языковым сообщением любое содержащее высказывание изображение, например, фотографию, кинофильм или рекламный плакат. Всякий сюжет в изобразительном искусстве лимитирован языком и существует только в его границах, ему свойственны последовательность и закономерность прочтения. Произведение, воспринимаемое как текст, всегда связано с содержащейся в нем нарративной средой, которая часто отсылает нас во внешнее по отношению к этому произведению концептуальное поле.

В современном искусстве текст все чаще становится способом пластического выражения, одним из медиа. В то же время почти каждая из нынешних практик неотделима от процесса написания авторского текста. Еще в шестидесятые годы концептуализм провозгласил главенство идеи над объектом. Чтобы произвести замену объекта, произведения, самой идеи, художники обратились к тексту как к их материальному каркасу.

На выставке собраны работы, имеющие под собой текстовую или языковую основу. Вслед за своими предшественниками — авторами идеографического письма древнего мира, представителями античной и средневековой визуальной поэзии, художниками-авангардистами и концептуалистами — современные авторы продолжают использовать текст как телесное воплощение логики, визуальное и вербальное средство выражения.

Георгий Острецов и Валерий Чтак облекают тексты в форму лозунгов или тегов — символов, связанных с популярной культурой, политикой и социальным общением. Текстовые призывы и метки маркируют саму сущность социальной коммуникации, в основе которой лежит все та же знаковая система.

Любой из текстов в работах, собранных на выставке, представляет собой не отдельное высказывание, а фрагмент всеобщей вербально-текстовой структуры, напоминание о каких-либо других текстах вне пространства выставки. Экспозиция не подразумевает немедленного последовательного прочтения и является отправной точкой для множественных повествований. Интертекстуальность становится не только темой исследования, но и самой практикой.

Участники выставки: Никита Алексеев, Юрий Альберт, Надежда Анфалова, Баби Бадалов (Babi Badalov), Евгений Добровинский, Илья Гришаев, Людмила Константинова, Ольга Кройтор, Максим Ксута, Георгий Литичевский, Семен Мотолянец, Денис Патракеев, Сергей Пахомов, Дмитрий Пригов, Таня Муро (Tania Mouraud), Георгий Острецов, Чарльз Сэндисон (Charles Sandison), Марина Смородинова, Леонид Тишков, Анна Толкачева, Андрей Филиппов, Александр Цикаришвили, Виктор Умнов, Наталья Федорова, Дмитрий Шагин, Кристина Ятковская.

Елизавета Шагина,
куратор выставки

Новости

  • Наталья Лях в Русском музее

  • Коллекционер Пьер Броше о работах художника В.Чтак

  • Государственная Третьяковская галерея представляет выставку передаваемых в дар музею произведений из коллекции Марата Гельмана.

  • «Art Paragraph». Репортаж из художественной мастерской, а также офиса Артики

  • Рето Эмх «Инсталляция Юрский город»

  • Коммерсантъ: «Центр всего». «Семья ярких представителей современной арт-сцены Гоши Острецова и Людмилы Константиновой недавно обзавелась новой мастерской. И превратила ее в место силы.»

  • «Художник должен быть модным»

  • Мартин Каспер. Архитектура и Трансгрессия

  • «Меня похищали уже сто раз» Гоша Острецов на 57й Венецианской Биеннале

  • Гоша Острецов, Ирина Корина и Наталья Лях на 57й Венецианской Биеннале

  • The Art Newspaper Russia «Комиксы гекзаметром: Георгий Литичевский в Государственном музее современного искусства в Салониках»

  • Un cri, un coup de poing, droit dans les yeux, Vglaz !

  • Ментальное похищение художника

  • NO AMBITIONS. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВОЙ

  • Людмила Константинова «Привет реальность» в MMCИ

  • Художник Георгий Острецов: «Меня похищали уже сто раз!»

  • «Интертекст» коллективная выставка в музее современного искусства Эрарта

  • Ольга Кройтор стала лауреатом премии Кандинского-2015 в номинации «Молодой художник».

  • Вечерний Петербург «Голова моя машет ушами»

  • Interview в нашей студии Коп. Разрисуй меня нежно

  • На прошлой неделе в гостях у Артика побывал швейцарский художник Reto E.M.C.H.

  • РОЗОВЫЙ ЯЩИК

  • «Познавательный фильм»: Яркие краски «ржавого пояса» Москвы на канале «Москва 24»

  • «Максимальное приближение»: художник Георгий Острецов на телеканале «Москва 24»

  • Ирина Корина вошла в список номинантов Инновация-2014

  • Выставка Дмитрия Булныгина «Nothing is perfect» ретроспектива видео- и фоторабот в МАММ

  • Георгий Острецов на телеканале «Культура» о месте и роли современного искусства

  • «Artika» по-японски

  • Группа ПГ продолжает покорять Лондон. На этот раз, став участниками выставки в галерее Saatchi.

  • Группа ПГ представляет Россию в Лондоне на фестивале Passion For Freedom

  • Художник Георгий Острецов пополнил модельный ряд рынка отечественных авто собственной concept-car «NP».

  • Harper’s Bazaar Art 2013. КОП — компания

  • Коллекция компании Артика на Арт-Москве 2013

  • Студия КОП. Выставки зимой

  • Британская газета Telegraph о выставке в галерее Саатчи

  • В Лондоне «жить стало веселей»

  • Art Newspaper Russia

  • Журнал Сноб. Химия-жизнь

  • Вглаз на Fraufluger.ru

  • Студия КОП. Выставочный план на осень