NO AMBITIONS. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВОЙ

С 25 марта по 30 мая в Эрарте будет проходить выставка живописи, скульптуры и диджитал-принтов московской художницы Людмилы Константиновой. 

Людмила Константинова родилась в 1980 году. Окончила Московский архитектурный институт и Институт проблем современного искусства. Входит в арт-сообщество «ВГЛАЗ».

Константинова принадлежит к ряду современных российских художников, усвоивших более раннюю традицию московского концептуализма, но дополнивших этот опыт эстетическими кодами новой, современной реальности, с ее господством цифровых образов. И если концептуализм выявлял условия для восприятия искусства и понимания идеи, то последующие авторы ставят под сомнение саму объективность среды формирования подобных условий.

Выставку Константиновой можно сравнить с калейдоскопом, где динамичный образ возникает из разнообразия техник и цитат предыдущих художественных течений: от супрематических абстракций русского авангарда и поп-артовских симуляций реальности до самого принципа цитирования и соединения несочетаемого в постмодернизме. При помощи цитат и компиляций художница собирает комплект интригующих именно ее знаков и ассоциаций. Но дробность языка не мешает цельности высказывания, в котором всегда уловима авторская интонация.

Искусство Людмилы Константиновой не амбициозно по своей сути. Оно и не активно, поскольку не предлагает конечного ответа или нового художественного поиска. Но своими ассоциативно тонкими, ироничными, иногда даже саркастичными работами художница вовлекает зрителя в игру, в ходе которой на поверхность всплывают образы едва уловимой грани между иллюзорным и реальным.

В работах Константиновой всегда есть ощущение шаткости, отсутствия опоры из-за утраты объективной данности. Так автор продолжает дискурс, предложенный философом-постмодернистом Жаном Бодрийяром, о потере в современном мире равновесия между реальным и его репрезентацией. Теперь репрезентация как результат взаимоотношений реальности с ее образом заменяется симулякром, оперативной копией, низвергающей эту линейную связь.

Надпись на одной из работ Людмилы Константиновой вводит в оцепенение: «Ведь «Архипелаг ГУЛАГ» — это художественное произведение, не так ли?». Текст, проступающий через белоснежную кружевную ткань, символизирует ослепление и одновременно пробуждение, обостренное тем, что этот неуместный вопрос действительно можно услышать в  реальной жизни.

Образ пугающей стерильности смысла есть и в других произведениях с текстами, как, например, в ситцевой «Всё ничего» или в больнично-зеленой «Нет амбиций».  Поиск значения здесь безуспешен, разрушительной пустотой гудит равенство между обозначаемым и обозначающим. Эту же тему продолжают несколько наивные, как картинки из букваря, работы с собачкой «Сука» или с коровой — «Телка».

Мы настолько привыкли к дигитальному перекодированию всего сущего, что порой уже неспособны вычленить его подлинный облик. Лишь намеренная ошибка, сбой, показанный в некоторых работах Константиновой, указывает на нетождественность реального и его знака. Через демонстрацию ошибки, искажения реальности Константинова задает вопрос о мнимости и правдивости.

Показывая искажение, Константинова часто обращается даже не к прообразу реального, а к его парафразу из среды массовой культуры. Глядя на работы из серии «Дегенеротип» с деформированными лицами девушек, уже сложно представить изначальный образ, очищенный от прогрессирующей ошибки повторного искажения.   Героиня перешла на холсты со страниц брутального комикса, где лицо героя изменяется от листа к листу и кажется собственной карикатурой на себя.

Художница не опровергает ложное и не выявляет истинное, но будто примиряет  одно с другим, как части неделимой реальности. Вспоминается мысль Бодрийяра о невозможности отыскать абсолютный уровень реального. «Иллюзия больше невозможна, потому что больше невозможна реальность». Поэтому в искусстве Константиновой нет амбиций разоблачения: есть только называние элементов, как при их перечислении для последующей игры. Нет в нем и стремления к единому решению, а лишь согласие с множественностью.

В своих работах Людмила Константинова часто иронизирует над вопросом о практической функциональности деятельности современного художника. Отсюда — такие названия серий работ из красочных геометрических форм, как «Живопись для дырок» или «Это не абстракция».

Иногда произведения Константиновой выступают «обманками» самих себя. Мимолетный взгляд ошибочно считывает некоторые работы как абстракции. В действительности они такими не только не являются, но и имеют гораздо больше общего с реалистической репрезентацией. Четкие геометрические формы представляют увеличенные фрагменты поверхностей: преломляющийся в световом спектре драгоценный камень, изрезанная линиями заломов фактура мятой бумаги, расчерченная овальными бликами гладь воды. Минималистические локальные цветовые холсты вводят в заблуждение, предлагая выбор между обобщенным видением или реальным прототипом самой симуляции реальности. Например, в виде ее цифровой перекодировки: фактуры из графических программ или картинки экрана смартфона с разноформатной колористической сеткой в момент предзагрузки изображений.

Искусство Константиновой — это осколки зеркала реальности, вбирающего в себя все смыслы. Оно предстает искажением всего предшествующего опыта, псевдоконцептуалистской игрой, выигрышем в которой будет не получение ответа, а лишь повторное вопрошание.

Елизавета Шагина,

куратор выставки

Новости

  • Коллекционер Пьер Броше о работах художника В.Чтак

  • Государственная Третьяковская галерея представляет выставку передаваемых в дар музею произведений из коллекции Марата Гельмана.

  • «Art Paragraph». Репортаж из художественной мастерской, а также офиса Артики

  • Рето Эмх «Инсталляция Юрский город»

  • Коммерсантъ: «Центр всего». «Семья ярких представителей современной арт-сцены Гоши Острецова и Людмилы Константиновой недавно обзавелась новой мастерской. И превратила ее в место силы.»

  • «Художник должен быть модным»

  • Мартин Каспер. Архитектура и Трансгрессия

  • «Меня похищали уже сто раз» Гоша Острецов на 57й Венецианской Биеннале

  • Гоша Острецов, Ирина Корина и Наталья Лях на 57й Венецианской Биеннале

  • The Art Newspaper Russia «Комиксы гекзаметром: Георгий Литичевский в Государственном музее современного искусства в Салониках»

  • Un cri, un coup de poing, droit dans les yeux, Vglaz !

  • Ментальное похищение художника

  • NO AMBITIONS. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЛЮДМИЛЫ КОНСТАНТИНОВОЙ

  • Людмила Константинова «Привет реальность» в MMCИ

  • Художник Георгий Острецов: «Меня похищали уже сто раз!»

  • «Интертекст» коллективная выставка в музее современного искусства Эрарта

  • Ольга Кройтор стала лауреатом премии Кандинского-2015 в номинации «Молодой художник».

  • Вечерний Петербург «Голова моя машет ушами»

  • Interview в нашей студии Коп. Разрисуй меня нежно

  • На прошлой неделе в гостях у Артика побывал швейцарский художник Reto E.M.C.H.

  • РОЗОВЫЙ ЯЩИК

  • «Познавательный фильм»: Яркие краски «ржавого пояса» Москвы на канале «Москва 24»

  • «Максимальное приближение»: художник Георгий Острецов на телеканале «Москва 24»

  • Ирина Корина вошла в список номинантов Инновация-2014

  • Выставка Дмитрия Булныгина «Nothing is perfect» ретроспектива видео- и фоторабот в МАММ

  • Георгий Острецов на телеканале «Культура» о месте и роли современного искусства

  • «Artika» по-японски

  • Группа ПГ продолжает покорять Лондон. На этот раз, став участниками выставки в галерее Saatchi.

  • Группа ПГ представляет Россию в Лондоне на фестивале Passion For Freedom

  • Художник Георгий Острецов пополнил модельный ряд рынка отечественных авто собственной concept-car «NP».

  • Harper’s Bazaar Art 2013. КОП — компания

  • Коллекция компании Артика на Арт-Москве 2013

  • Студия КОП. Выставки зимой

  • Британская газета Telegraph о выставке в галерее Саатчи

  • В Лондоне «жить стало веселей»

  • Art Newspaper Russia

  • Журнал Сноб. Химия-жизнь

  • Вглаз на Fraufluger.ru

  • Студия КОП. Выставочный план на осень

  • Interview Россия о нашей студии

Liudmila Konstantinova’s personal exhibition NO AMBITIONS will be held in ERARTA Museum of contemporary art

Konstantinova belongs to those contemporary Russian artists who adopted traditions of Moscow Conceptualism, having completed this experience with the aesthetic codes of new reality including the dominance of digital images. And if conceptualism has elicited the conditions for art percepting and idea understanding, the following generation of artist doubt the very existence of such conditions.

Konstantinova’s exhibition can be compared with kaleidoscope optics, where a vital image arises from a variety of techniques, trends and quotes: from Suprematist abstractions of Russian avant-garde to pop-art simulations, principle of citing and postmodernist conjoining of the incompatible. Using quotations and compilations the artist collects her own set of intriguing symbols and associations. But the language disintegration does not interfere with the integrity of the author’s original statement.

The works by Liudmila Konstantinova are not ambitious by definition; they are not active and offer neither an ultimate answer nor a new artistic search. But being associatively exquisite, ironic, and sometimes even sarcastic, they draw the viewer into a flow of subtle images balancing on the edge of the illusory and the real.

There is always a sense of precariousness and deprivation of support caused by the loss of objective reality. Thus the author continues the discourse started by Jean Baudrillard on the topic of loss of distinction between reality and its representation. Now the representation as the ratio of reality and its image is replaced with a simulacrum, an operational copy, overthrowing the linear relationship between the real and its concept.

Some titles of Ludmila Konstantinova’s works turn out to be fairly petrifying – such as “But the “Gulag Archipelago” is a fiction, isn’t it?”. This text, transpiring through the snow-white lace fabric, symbolizes both blindness and vibrant awakening, sharpened by this inappropriate question from the real life.

The image of frightening semantic sterility is present in a few other works with texts such as the calico “Everything is fine” or the grimly green “No ambitions”. The search for a meaning fails and the equality between signifier and signified hums with devastating emptiness. The same theme runs through the naïve and pseudochildish works depicting a dog (“Bitch”) and a cow (“Heifer”).

We are so accustomed to global digital codes that often we even lose the ability to identify the original. And the deliberate failures and mistakes in Konstantinova’s works point to this nonidentity of the real and its symbolic meaning.

Thus the question of ostensibility and faithful representation is raised through the errors and distortions of reality. On this narrow path she often refers not to the prototype of the real, but to its mass culture paraphrase. Looking at the series “Degenerotype” with malformed female faces, it is hard to imagine the original images that had existed before the progressing error of repeated distortion started. The heroines moved to the canvas from pages of brutal comics, where their faces change from page to page and become self-caricatures.

The artist does not refute the false and does not reveal the truth, but somehow she reconciles one with the other as parts of the indivisible reality. This is where the Baudrillard’s idea of impossibility to find the absolute level of the real comes up. “Illusion is no longer possible, because the real is no longer possible”. Therefore, no ambitious disclosures are made and only names of the elements are given. There is no aspiration for a singular solution, but admittance of the multiplicity.

Liudmila Konstantinovna often mocks at the question of the artist’s practical utility. Hence such titles for colorful geometric images as “Painting for holes” or “This is no abstraction”.

Some works by Konstantinova deliberately create false impressions. An inattentive overlook may mistake them with abstract art. In fact, they are not; moreover, they have much more in common with realism. The distinguished geometric forms represent enlarged fragments of various surfaces: a precious stone refracted in the light spectrum, a crumpled piece of paper with indented texture, still water surface inscribed with oval patches. The colorful and minimalist canvases mislead the viewer, offering a choice of the generalized vision and the real prototype of its simulation. For example, in the form of its digital conversion we see the texture of a graphic program or a smartphone screen with a colorful grid when preloading an image.

Konstantinova’s art is akin to mirror fragments of the reality, absorbing all its senses and meanings. It looks as a distortion of all previous experiences, a pseudo conceptualist game where the main prize is not the answer, but the merely repeated questioning.

Elizaveta Shagina

Curator of the exhibition

News

  • “I’ve been abducted hundreds of times” Gosha Ostretsov on the 57th Venice Biennale

  • Gosha Ostretsov, Irins Korina and Natalya Lyakh on the 57th Venice Biennale:

  • The Art Newspaper Russia about “Hypothetical dance” exhibition by George Litichevsky

  • Un cri, un coup de poing, droit dans les yeux, Vglaz !

  • The mental abduction of the artist

  • Liudmila Konstantinova’s personal exhibition NO AMBITIONS will be held in ERARTA Museum of contemporary art

  • Liudmila Konstantinova Hello Reality in MMOMA

  • The artist George Ostretsov: “I’ve been abducted for 100 times!”

  • “Intertext” group exhibition in museum of contemporary art Erarta

  • Kandinsky prize of 2015 is awarded to Olga Kroytor in the nomination Young Artist

  • (Russian) Вечерний Петербург “Голова моя машет ушами”

  • Interview in our KOP Studio. Paint me Tender

  • Last week swiss Artist Reto E.M.C.H. visited Artika.

  • PINK BOX

  • “Educational film”: Bright colors of “rust belt” of Moscow by “Moscow 24″ channel

  • «Maximum approximation»: Gosha Ostretsov for “Moscow 24″ TV channel

  • Irina Korina is nominated to Innovation-2014

  • Dmitry Bulnygin’s exhibition “Nothing isperfect” in MAMM. Retrospective of video and photo works.

  • About the place and importance of emergency Art George Osrtetsov tells on the tv channel “Culture”

  • “Artika” goes japanese

  • PG group continues to stir the audience in London, in the Saatchi Gallery this time

  • PG group took a part in Passion For Freedom competition

  • New concept-car model on russian automobile market by George Ostretsov

  • Harper’s Bazaar Art 2013. Article about COP Studio

  • Artika Collection. Art Moscow 2013

  • KOP Studio. Winter shows

  • The Telegraph about Saatchi show

  • Gaiety is the Most Outstanding Feature of the Soviet Union

  • Art Newspaper Russia

  • Snob Magazine

  • Vglaz for Fraufluger

  • KOP Studio. Autumn exhibition schedule

  • Interview Russia about our studio

  • “Iskusstvo” magazine about VGLAZ Sreda project